strelka

Совесть и стыд

15 Апр
2014

Дмитрий Шустов говорит :

Здравствуйте Валерий Викторович.
В материалах КОБ говорится, что совесть является предуказателем, а стыд следствием противоречия поступков совести. Однако, исходя из особенностей словоупотребления, у меня складывается впечатление, что стыд чувство социально обусловленное и, при этом, не является исключительно следствием поступка. Например, я могу сказать: «Мне стыдно выйти голым на улицу». В то же время, у меня язык не повернётся сказать: «Мне совестно выйти голым на улицу». К тому же, в данном случае, поступок ещё не совершён, но говорить о стыде нормально, а говорить о совести как-то странно. Можно подобрать ещё несколько примеров. Из этого я сделал вывод, что и совесть и стыд могут быть как предуказателями, так и возникать «постфактум». Но если чувство стыда является социально обусловленным (нравственно обусловленным), то совесть, это чувство выражающее объективную меру добра и зла данную человеку Богом. В чём я ошибаюсь?

Видео смотрите с 62 мин. 20 сек:

 

Ответ (смотрите, слушайте сами, могу не верно отобразить в конспекте, если есть стенограмма (дословный текст) — ссылка и текст ниже).

В трактовке и семантическом употреблении.

Это 2 границы, одни вещи совестны , другие стыдны.



Комментарии закрыты.

-->