strelka

2014. Белов Г. Психологические аспекты профессиональной самореализации личности в современном социуме. Исходный текст

1 Ноя
2014

Белов Герман Валерьевич,

зам. председателя РОО «Малая Родина»,

Свердловская область, п. Бисерть

Психологические аспекты профессиональной самореализации личности в современном социуме

 

Чтобы лучше понимать роль психологии в профессиональной самореализации личности в современном обществе, необходимо обратиться к текущему историческому периоду, в котором мы сейчас живём, для выявления причинно-следственных обусловленностей психологического аспекта истории и его частной взаимосвязи с успешной профессиональной самореализацией личности.

До начала 19-го века в обществе за время жизни одного поколения (которое в среднем составляло 25 лет) техника и технологии практически не менялись, и единожды полученных знаний было почти достаточно, чтобы иметь возможность профессиональной самореализации в жизни. То есть индивид получал единожды (в том форме, в какой оно было во время его жизни), осваивал определённые знания и навыки, и этих знаний и навыков ему хватало практически на всю жизнь, а потребности в освоении новых знаний и навыков были минимальны, так как полученных единожды знаний должно было хватить на всю жизнь (люди пахали землю сохами на лошадях и такая технология обработки земли не менялась в течение столетий, передавалась практически в неизменном виде от отца к сыну, внуку, правнуку и т.д., пока, в результате ускорения научно-технического прогресса, не появился трактор…).

Но с конца 18-го начала 19-го веков в мире, в результате резкого ускорения научно-технического прогресса, произошли серьёзнейшие изменения в жизни общества и за время жизни одного поколения людей техника и технологии стали меняться по нескольку раз (многие помнят, что первый сотовый телефон был большой, неудобный, малофункциональный, а теперь сотовый телефон — это маленькая удобная трубка с множеством функций, от интернета до фотоаппарата и видео камеры, и все эти технологические изменения в конструкции сотового телефона происходили и происходят при жизни одного поколения людей, а ведь совсем недавно у нас всех был дома технически неизменный стационарный телефон практически с одной только технической функцией).

Как влияют эти процессы, постоянно меняющихся техники и технологий, на жизнь людей и на их возможность успешной профессиональной самореализации в жизни? Это серьёзный фактор давления среды на психику людей, люди стали уже в достаточно большой мере заложниками техносферы, если техника и технологии меняются быстро, то этот процесс влечёт за собой – постоянный процесс профессиональной переподготовки, переобучения.

При этом каждое новое поколение техники и технологий создаются на основе новых научных знаний как фундаментальных, так и прикладных, по этой причине для того, чтобы у людей была возможность успешной профессиональной самореализации в жизни (со всеми сопутствующими профессиональному успеху социальными обстоятельствами), – люди в наши дни должны постоянно вырабатывать и осваивать новые знания и навыки.

И уже сейчас, когда люди получают образование в наше время, часто бывает так, что те знания, которые они получили в образовательных учреждениях, к моменту их профессиональной реализации в жизни, уже несколько устарели [1]. Людям приходится постоянно получать дополнительное образование, что само по себе конечно хорошо и очень важно для развития личности и его профессиональной самореализации, но количество фактологической информации [2] постоянно увеличивается, увеличивается давление на психику людей, а люди оказываются психологически не готовы к такому давлению окружающей среды на их психику [3].

С одной стороны те жизненные обстоятельства, с которыми сталкиваются люди в современном обществе (достаточно частая смена работы (как по причинам ликвидации или образования новых предприятий), обновление техники и технологий, изменение организационных принципов работы на прежнем месте и т.д.), – подталкивают людей к освоению в достаточно короткие сроки всё новых знаний и навыков. И от того, насколько люди сумеют освоить эти новые знания и навыки, напрямую зависит их успешная профессиональная самореализация в жизни, зависит их жизненная безопасность, а с другой стороны люди оказываются психологически не готовыми к таким изменениям в жизни, психика людей просто не выдерживает такого давления. А ведь у человека должно ещё оставаться свободное время для семьи, творческого развития и т.д., и вот здесь на помощь людям должна придти область науки – психология (об особой роли психологии и психологических практик для человечества в 21-м веке, веке информационного бума, сообщал ещё учёный и писатель И.А. Ефремов в своей книге «Лезвие бритвы»).

Музыкальное произведение сложно исполнить на ненастроенном музыкальном инструменте, не менее сложно решать задачи профессионального характера, если психика индивида не находится в том настроении, которое требуется для решения тех или иных задач (это то, что в обыденной жизни мы называем так – не с той ноги с утра встали и в результате вся работа в этот день валится из рук).

Успешное осуществление определённого дела, каковым является профессиональная самореализация личности в жизни, требует от индивида умения входить в определённое психологическое настроение, которое позволяет нести алгоритмику психики (структуру которой можно представить как двухкомпонентную: сознание индивида и бессознательные уровни психики индивида), соответствующую тому делу, которым индивид занимается. То есть индивид, для того, чтобы решить те разнородные задачи профессионального характера, которые перед ним стоят:

а) должен быть властным над согласованностью работы лексического и образного мышления (то есть должна быть согласованная работа левого и правого полушарий человека), над своим настроением (эмоциями), уметь создавать определённые психологические настроения и входить в определённые психологические настроения, а также уметь поддерживать их до тех пор, пока не будет завершён процесс решения задач профессионального характера;

б) при переходе от решения задач одного рода к задачам другого рода индивид должен уметь расслабляться, выходя из одного психологического настроения и входя в другое настроение, соответствующее другому новому делу, из состояния максимальной расслабленности.

Перечисленные психологические навыки не являются врождёнными автоматизмами, сами же эти автоматизмы не должны нести характер ограничений и закрепощений, а должны помогать индивиду в дальнейшем личностном развитии и профессиональной самореализации в жизни, а поэтому им (психологическим навыкам) нужно и должно учиться (желательно ещё до школы и в самой школе, чтобы быть максимально готовыми к решению жизненных задач). Обладая волей и творческим потенциалом индивид-личность может освоить такие психологические навыки в любом возрасте и на этой основе целенаправленно вырабатывать и создавать в себе определённые психологические настроения для решения стоящих перед ним задач профессионального характера.

Если же индивид умеет ещё и самостоятельно настраивать свой организм, настраивать биополевые процессы, обеспечивающие эффективное мышление и психическую деятельность в целом, то мощь его интеллекта многократно достаточно резко возрастает, что позволяет индивиду успешно самореализоваться в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, в процессе достаточно частой профессиональной переподготовки и переобучения (да и просто первичного обучения), психология и психологические навыки могут помочь индивиду существенно сократить время обучения.

Если преподаватель и обучаемый индивид, обладая психологическими навыками, во время процесса обучения (в дошкольном учреждении, в школе, в ВУЗе) настроят излучение своих биополей на одну частоту, то сам процесс обучения, даже по самым сложным предметам, может быть значительно сокращён (такой способ обучения, методом погружения, на протяжении многих лет существует и успешно функционирует в государственном общеобразовательном лицее-интернате комплексного формирования личности детей и подростков, возглавляемого заслуженным учителем России академиком РАО Щетининым М.П., Краснодарский край, пос. Текос), что в свою очередь снимет излишнее давление среды обитания на психику индивида, у индивида появится больше свободного времени для творческого развития, позволит личности осваивать гораздо более больший объём информации за достаточно короткое время и вырабатывать на её основе новые знания и профессиональные навыки без ущерба для безопасности своей психики, и соответственно поможет более успешной профессиональной самореализации в жизни.

Таким образом, ключевой наукой, для разрешения проблем современного общества, в том числе и для успешной профессиональной самореализации личности в современном обществе (саморазвитие, самовоспитание, самопознание, самопроектирование, самоуправление, самообразование, духовность, адаптация к профессии) является психология человека, как личностная, так и коллективная. Психологическая наука [4] должна дать людям необходимые адекватные, соответствующие современным потребностям общества, – психологическую теорию и психологические практики [5], которые позволят людям разрешить возникшие проблемы современного человечества, а конкретному индивиду-личности помогать самостоятельно создавать психологическое настроение и применять психологические практики, необходимые для успешной профессиональной самореализации в современном обществе.

Примечания:

[1]  Сегодня от системы профессионального образования требуется, чтобы она давала студентам такие знания и навыки, которые ещё только будут востребованы обществом в ближайшем будущем. Сама же современная система образования пока ещё во многом осталась соответствующей тому времени, когда техника и технологии оставались практически неизменными на протяжении жизни многих и многих поколений людей, то есть современное образование даёт знания и навыки, которые были применимы вчера, но никак не завтра, получение такого образования сопровождалось ещё и эффектом неспособности большинства обучающихся к чувствованию и ощущению жизни, не умению к самостоятельному мышлению, так как ранее полученных единожды знаний должно было хватить почти на всю жизнь.

[2] Чтобы суметь в этом всё более увеличивающемся информационном потоке фактов, занимаясь самообразованием, выбрать нужное и важное для своей успешной профессиональной самореализации в жизни в потоке фактологического информационного давления, при таком давлении окружающей среды люди в сегодняшнее время должны овладевать методологией].

Овладение методом, методологией как способом выработки, получения и освоения новых знаний в темпе возникновения в нём потребностей у людей, распространение методологической культуры в обществе, позволит людям выявлять нужную информацию в потоке событий, вырабатывать и осваивать новые знания, и выбирать, на основе выбранной информации и новых знаний, верные пути профессиональной самореализации личности в жизни общества, но в существующей системе образования, в образовательных стандартах, уделяется этому серьёзнейшему вопросу пока мало внимания.

[3] Истоки же такой психологической неготовности лежат, в том числе, и в полученных индивидом не совсем адекватных потребностям времени дошкольном и школьном воспитании и образовании.

[4] Какая наука, такая и система образования; какое образование, такие профессиональные управленцы выходят в жизнь, какие управленцы выходят в жизнь, такое и будущее качество жизни они создадут для людей, и соответственно, через обратные связи, таковы будут и возможности профессиональной самореализации личности в современном обществе.

[5] Отдельные представители науки и народные самородки уже трудятся в этом направлении и стараются поправить положение, при этом, конечно, нужна системная работа.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вершинин Б.И., Постников С.Н., Попов Л.Е., Слободской М.И. Состояние души. Беседы о педагогике как науке о путях реализации функциональных возможностей мозга. – Томск: изд-во Том. гос. архит-строит. ун-та, 2005 г. – 328 с.
  2. Нам нужна иная школа (без авт.). — М.: НОУ «Академия управления», 2009 г. – 294 с.
  3. Диалектика и атеизм: две сути несовместны (без авт.). – М.: НОУ «Академия управления», 2010 г. – 438 с.


Комментарии закрыты.

-->